Рынок топливной розницы растет и трансформируется. Согласно данным Приморского УФАС, в 2009 г. на территории Приморского края действовало 287 автозаправочных станций, а сегодня — более 300. Розничную продажу автомобильного топлива в 2009 г. осуществляли 102 хозяйствующих субъекта, а в настоящее время — порядка 115. Количество игроков не уменьшается, несмотря на активность вертикально-интегрированных компаний (ВИНК).
Как известно, в Приморье два ВИНКа: ОАО «Приморнефтепродукт» («дочка» НК «Альянс») и ООО «РН-Востокнефтепродукт» («дочка» НК «Роснефть»). Обе они монополистами на топливном рынке не считаются, хотя и доминируют, оставляя новым игрокам слабые шансы прийти на него, а старым — диктуя ценовую политику. Так, у ПНП по краю насчитывается 107 автозаправочных станций, а у ВНП — 27. Первому поставляется, в основном, автомобильное топливо, произведенное на Хабаровском НПЗ (также принадлежит НК «Альянс»), а второму — с Комсомольского-на-Амуре НПЗ (принадлежит НК «Роснефть»). При этом поставки топлива для «Приморнефтепродукта» осуществляют не сами заводы, а посреднические сбытовые структуры: ООО «Нафтатехресурс» и ЗАО «Альянс ОЙЛ». У ВНП договор на поставки непосредственно с головной компанией — ОАО НК «Роснефть».
Эти нефтяные компании имеют возможность устанавливать максимально выгодную для себя цену при данном уровне спроса и налогообложения. Это, к слову, позволяет им и душить независимых продавцов нефтепродуктов. Представители ПНП, чьи ценники на заправках, кажется, самые высокие в крае, к примеру, с графиками и цифрами на руках продолжают доказывать, что их розничное подразделение работает на грани рентабельности, а порой даже себе в убыток. Поверить в это, конечно, невозможно. И вопрос прозрачности механизма формирования розничных цен на моторное топливо сегодня остается открытым.
Справка «К»
В цену каждого литра бензина или дизтоплива, вливаемого на АЗС в бак автомобиля, заложены несколько составляющих: затраты на добычу нефти, транспортные расходы по доставке нефти до НПЗ, налоги (в том числе и акцизы), затраты на переработку, на транспортировку до места оптовой продажи, на транспортировку до места розничной продажи, управленческие расходы, прибыль предприятия. Каждая из составляющих ежегодно растет. К примеру, акциз (косвенный налог), доля которого в розничной цене нефтепродукта составляет 1/5 — с 1 января 2013 г., вырос на 24% — по бензину и на 36% — по дизельному топливу.
Владимир Чирсков, генеральный директор ООО «Комплект-сервис» (г. Уссурийск): «Исключить возможные манипуляции с ценами на горючее в сторону увеличения можно только одним способом — разделить ВИНКи на три самостоятельные структуры: добычу нефти, производство нефтепродуктов, оптовый сбыт последних через биржу. Именно такое разделение предполагает законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов», предложенный Федеральной антимонопольной службой России еще в 2011 году, но до сих пор еще не принятый Госдумой в качестве закона.Речь идет только о разделении функций: структура собственности нефтяных компаний может оставаться прежней. То есть подразделение ВИНКа, отвечающее за добычу нефти, поставляет ее на НПЗ — это одна цена. НПЗ поставляет готовое топливо на независимую биржу — другая цена. С биржи топливо покупают мелкооптовые и розничные продавцы из разных регионов по третьей цене, которая формируется по классической формуле — спрос-предложение. Сегодня же крупные российские ВИНКи имеют в своей структуре, кроме НПЗ, специальные сбытовые подразделения. А последние, в отличие от беспристрастной биржи, вольны диктовать оптовым покупателям свои условия. Зачастую, эти условия выгодны именно для региональных дочерних компаний тех же ВИНКов, а для независимых игроков рынка — не очень».
Это при том, что на самой территории Приморского края нет НПЗ и все нефтепродукты завозятся из других регионов, доля железнодорожных тарифов и прочих расходов, связанных с доставкой, составляет 20-30% в местной цене на топливо. К примеру, доставка по железной дороге топлива с Ангарского НПЗ до Владивостока обойдется в 6,8 руб. за литр, которые автоматически закладываются в отпускную цену. Разумеется, ж.-д. тарифы ежегодно повышаются (как и прочие составляющие), отсюда кривая удорожания бензина или дизтоплива, устремленная в «плюс бесконечность».
И все же независимые не сдаются. Сети АЗС, не интегрированные с «Роснефтью» или «Альянсом», пытаются конкурировать с розничными подразделениями этих гигантов с помощью маркетинговых инструментов.
Анна Корытовская, руководитель отдела маркетинга и рекламы Сети АЗС «BENZO»: «Ситуация на Приморском рынке топливной розницы сегодня достаточно жесткая в плане конкуренции. И чтобы удержаться на нем, необходимо постоянно генерировать уникальные торговые предложения по четырем направлениям. Первое — это ценовая политика, т.е. необходимо предлагать клиенту приемлемую цену даже в условиях перманентного роста всевозможных затрат, связанных с производством и доставкой продукта. Второе — качество топлива. Оно должно быть безупречно высоким по своим эксплуатационным характеристикам. Третье — удобный и быстрый сервис, связанный с заправкой автомобиля. Четвертое — наличие всевозможных сопутствующих услуг и товаров, отвечающих актуальным и потенциальным запросам клиента. Наша компания придерживается именно такой стратегии, и, судя по динамике роста нашего присутствия на региональном рынке, она — правильная».
Владимир Чирсков: «Сегодня удержаться в качестве независимого игрока на краевом рынке нефтепродуктов очень непросто. Большим подспорьем для этого может стать собственная нефтебаза с надежным, постоянно пополняющимся запасом качественного топлива. И, конечно же, нужна собственная сеть АЗС с разнообразным сопутствующим сервисом. Наша компания этим критериям отвечает, и поэтому мы на рынке. Другая наша особенность: делаем оптовые закупки не только у монополиста «Роснефти», а стараемся разнообразить приморский рынок другими известными брэндами автомобильного топлива класса Евро-5».
Эдуард ПОПОВ
Материал взят с сайта http://www.konkurent.ru/